Как и зачем отвечать на бесконечные детские вопросы

Частый вопрос родителей: «Как отвечать на эти бесконечные «Почему?», мы в семье уже устали от вечных вопросов…»
Давайте разбираться вместе:


Во-первых, радуемся, что ребенок проживает новый этап в своем развитии — возраст вопросов. Как правило, это происходит от 3 до 5 лет (хотя это, конечно, очень индивидуально) и говорит о том, что ребенок активно развивается, проявляет любопытство и любознательность, учится общаться и вступать во взаимодействие со взрослыми, а сами взрослые становятся интересны малышу как источник знаний, информации. И это прекрасно!
Во-вторых, анализируем вопросы ребенка и получаем пищу для размышления об особенностях его развития. Ребенок за период от 1 до 3 лет поэтапно проходит через череду вопросов: от «Что это?» и «Где это?» до «Почему?» (а это уже качественно разные вопросы, отражающие постижение ребенком сначала предметного мира вокруг себя, а потом только — понимание причинно-следственных связей). Около 3 — 4-х лет появляются вопросы о правилах поведения в обществе, явлениях взрослой жизни, чувствах своих и других людей: «Можно?», «Как?», «Для чего?». В 5 — 6 лет у малыша начинают формироваться временные представления и появляются вопросы «Когда?» и гипотетические вопросы: «А что будет, если…?».
Каким же простым правилам стоит следовать, чтобы максимально использовать этот период во благо ребенка:
— Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Так вы будете способствовать не только познавательному развитию, но и будете формировать положительную самооценку ребенка и его чувство собственной значимости.
— Постарайтесь понять, что именно хочет узнать ребенок. Часто бывает, что ребенку требуется гораздо более простой ответ, чем мы себе вообразили.
— Если вы устали и не готовы вступать в разговоры, скажите об этом ребенку: «Я обязательно отвечу на твой вопрос после того, как немного отдохну», и не забудьте выполнить свое обещание
— Ваш ответ должен соответствовать уровню развития ребенка, а также его характеру
— Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
— Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречными: «А ты как думаешь?». Вступайте в диалог, иногда дети способны удивить и вдохновить нас своими неожиданными объяснениями!
— В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе картинки
— Не смейтесь над вопросами ребенка или его самостоятельными предположениями и не отвечайте насмешливо — дети еще не имеют сформированного чувства юмора: думайте и обсуждайте вместе, это развивает у ребенка уверенность в себе
— Не стесняйтесь сказать своему ребенку, что вы чего-то не знаете: «Я посмотрю в книге (спрошу у кого-то) и тогда отвечу тебе». Это способствует формированию адекватной самооценки у ребенка и является хорошей профилактикой «комплекса отличника» в будущем.
— Если какие-то вопросы ребенка вас смущают, злят, раздражают, остановитесь! Не спешите отвечать с эмоциями и сгоряча, ответьте максимально кратко и спокойно и возьмите небольшую паузу. Сначала подумайте, что вас так смутило (напугало, разозлило) в вопросе, соберитесь с мыслями (может быть, проконсультируйтесь с психологом, педагогом или мудрой бабушкой), а только потом спокойно отвечайте на вопрос. Не игнорируйте неудобные темы!
— Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщения сложных не доступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: « Пока ты мал и не сможешь многое понять. Мы вернемся с тобой к этому разговору, когда ты немного подрастешь».
Вопросов может быть (и должно быть) бесконечно много. Что должно насторожить родителей?
— Отсутствие вопросов. Возможные причины этого: у ребенка есть трудности в речевом и (или) познавательном развитии; может быть — неуверенность в себе, страх ошибки, кризисная ситуация дома или в детском саду
— Вопросы «просто так». Возможная причина — ребенок просто привлекает к себе внимание, хочет контакта с родителями. Особо следует обратить на это внимание, если ребенок является участником какого-то травмирующего события (болезнь, смерть кого-то в семье), тогда своей активностью ребенок хочет справиться со своими болезненными переживаниями и нуждается в помощи!
Помните, что каждая семья и ребенок в ней индивидуальны. Если вас что-то волнует или вы не знаете, как справиться с ситуацией — обратитесь за консультацией к психологу.
Удачи и гармонии вам:)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мандала: как расшифровать эмоциональное состояние ребенка

В буддизме мандалы символизировали собой вселенную, единство и целостность. С точки зрения символики круг это небо, а квадрат – земля. На Ти...