Ничего не слышу. Ничего никому не скажу.

Когда мы слышим эту фразу мы сразу вспоминаем или трех обезьянок или трех буддийских монахов. Но сейчас речь пойдет не о них.
А поговорить мне бы хотелось о детях. Детях особенных и таких прекрасных. С некоторыми из них я была знакома, с кем-то познакомилась только в этом году, но люблю я их всех одинаково .
Итак, чем же отличается эмоционально-волевая сфера обычного ребенка или нас с вами от той же сферы, но у ребенка имеющего особенности развития речи, зрения, слуха? 


Познавая окружающую действительность человек тем или иным образом обозначает свое отношение к познаваемым объектам: предметам, окружающим людям, идеям, явлениям, событиям, к своей собственной личности. Это отношение проявляется в форме эмоций.

Эмоция- особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение.

Развитие эмоциональной сферы у слабослышащих детей и детей с нарушением зрения отстает от развития данной сферы у детей с развитием в норме. У детей с нарушением слуха активный словарь меньше, чем у детей, развивающихся в норме, тем самым глухим и слабослышащим детям тяжело определять похожие эмоции, имеющих различные наименования. 

Дети с нарушением слуха, зрения часто испытывают отрицательные эмоции, такие как: тревожность, беспокойство, злобу, по сравнению с детьми, развивающимися в норме. Доминирование отрицательных эмоций над положительными приводит к частому переживанию состояний грусти, печали с частым перенапряжением всех систем организма.

Необходимым условием адекватного эмоционального развития детей является их эмоциональное благополучие, которое проявляется в положительно окрашенном эмоциональном поведении и указывает на удовлетворенность актуальных потребностей.

На развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Не слышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. 

К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.

Главной задачей в коррекционно-развивающей работы является формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладеть и управлять ими.Чтобы дети осознали свои эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев, обиду т. д.), необходимо научить их распознавать, называть, сравнивать и видеть эти эмоции не только в себе, но и в других людях. Т.е. у них необходимо выработать чувство эмпатии. Под эмпатией подразумевают способность к пониманию и сопереживанию эмоций других людей. 

Эмпатия – умение совместно радоваться успеху, огорчаться неудаче, ощущать общность и поддержку, чувствовать, что есть группа людей, близких тебе по духу и деятельности. Методы и формы работы на занятиях: 

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Целью психогимнастики: снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка; создание возможности для самовыражения; развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя). 
На арт-терапевтических занятиях создаются условия, когда каждый ребенок может говорить с помощью средств искусства и художественной деятельности о самом сокровенном, самом важном чувстве. При этом специальная подготовка, талант и художественное достоинство работ значения не имеют. Важен непосредственно процесс творчества, а также особенности внутреннего мира ребенка.

Задача разностороннего развития детей с нарушением слухом  и зрением включает в себя не только достижение определённого уровня знаний и умений, владение способами овладения различным содержанием, но и достаточно высокий уровень развития эмоциональной сферы, фундаментом которого выступают знания об эмоциях. 

Следует признать крайне необходимой специальную работу по обогащению эмоционального опыта детей с нарушением слуха и зрения, начиная с младшего возраста. Необходимо включать в учебно-воспитательный процесс технологии и методики, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы таких детей, организовывать такую социальную деятельность, которая позволила бы реализовать накопленный опыт эмоционального, когнитивного и креативного развития. 

1 комментарий:

  1. Особые дети - особые потребности. Развитие эмоциональной сферы очень важная и нужная работа.

    ОтветитьУдалить

Мандала: как расшифровать эмоциональное состояние ребенка

В буддизме мандалы символизировали собой вселенную, единство и целостность. С точки зрения символики круг это небо, а квадрат – земля. На Ти...