Образовательная кинезиология

Современная действительность такова, что с каждым годом количество детей с тяжелыми нарушениями речи увеличивается. У таких детей снижены речевая активность, работоспособность, расстроена эмоционально-волевая сфера, заметно отставание в двигательной сфере и это все на фоне системного нарушения самой речи и незрелости психических процессов. Все вышеперечисленное накладывает свой отпечаток на формирование готовности к обучению в школе: повышенная, тревожность, низкая мотивация, негативное отношение к учебе в целом.
Для преодоления всего этого спектра нарушений необходима комплексная коррекционная работа и взаимодействие специалистов. Один из методов, который нас заинтересовал и показал свою эффективность – кинезиология.

Термин «кинезиология» происходит от греческого слова «kinesis», обозначающего «движение» и «logos» – «наука, слово». В соответствии с этим определением кинезиология – наука о движении.
Образовательная кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Целью специализированной образовательной кинезиологии является повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, развитие общей и мелкой моторики, создание положительных установок на учёбу, повышение жизненных сил организма, как психических предпосылок повышения эффективности обучения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.
Известно, что единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость организма, способствуют улучшению памяти и концентрации внимания, развитию речи, пространственных представлений, развивают мелкую и крупную моторику, снижают утомляемость, улучшают зрительно-моторную координацию. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое– отвечает за восприятиеслуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга.
Кинезиологические упражнения помогают решить следующиезадачи:
  • Развитие межполушарной специализации.
  • Синхронизация работы полушарий.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
  • Развитие речи.
  • Формирование пространственных представлений.
  • Формирование произвольности.
  • Снятие эмоциональной напряженности.
  • Создание положительного эмоционального настроя.
  • Повысить стрессоустойчивость организма.
  • Профилактика дислексии и дисграфии.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
  • ускорение темпа выполнения;
  • выполнение слегка прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
  • подключений движений глаз и языка к движениям рук;
  • подключения дыхательных упражнений и метода визуализации.

Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизи­руют работу головного мозга.
Кроме того, дети, выполняя упражнения, должны знать, что они помогают им лучше думать, быть внимательными, лучше запоминать. Да и игровой момент развития интеллекта дает больше пользы, чем наскучившие методы обучения. Определенную роль в возникновении играет нарушение асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Да и готовность ребенка к школе - это сложный компонент определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. 
Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость, готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю и помогают ребенку справляться со стрессовыми ситуациями.
В своей работе я использую не только стандартные упражнения, растяжки, релаксации, но и использую специальные тетради для развития межполушарного взаимодействия. Примеры графических заданий я и предлагаю вам в заключении:







Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мандала: как расшифровать эмоциональное состояние ребенка

В буддизме мандалы символизировали собой вселенную, единство и целостность. С точки зрения символики круг это небо, а квадрат – земля. На Ти...