Игра - ключ к умственному и
физическому развитию малыша, она помогает крохе всесторонне и гармонично
развиваться. Вот только в эпоху настоящего изобилия прекрасных игрушек,
направленных на развитие сюжета, творчества и фантазии, у современных детей
почему-то с этим большие проблемы.
Им трудно придумать сюжет, у них проблемы с фантазией и воображением, они
пассивны, заторможенны, несамостоятельны и не заинтересованы в игре. А все
потому, что мы сами отбиваем у наших детей охоту играть.
Ошибка 1: Мы покупаем много
игрушек не ребенку, а себе
Вместо того, чтобы купить ребенку ту игрушку, которая ему нравится, взрослые
покупают то, что нравится именно им. Ситуация усугубляется, если в детстве у
родителей был дефицит игрушек. Такие родители часто покупают, не зная меры. Но
пресыщение влечет за собой скуку и апатию.
Совет: пусть лучше игрушек будет немного, но они будут тщательно подобраны в
соответствии с возрастом и интересами малыша. Покупайте простые игрушки,
которые дают крохе возможность проявить фантазию, задействовать воображение.
Обычные машинки с этой точки зрения лучше тех, что работают на батарейках. А
простая кукла лучше говорящей. Чтобы кроха не пресытился обилием игрушек,
разделите их на 3 части. 2 из них уберите подальше от детских глаз. Наблюдайте
за малышом. Как только заметите, что какая-то игрушка ему надоела, он с ней
больше не играет, замените ее подзабытой.
Ошибка 2: Мы лишаем ребенка
свободы и инициативы
Взрослые слишком активно и инициативно организуют досуг ребенка. Беззаботная
детская праздность, полезное ничегонеделание, возможность просто поскучать и
пофантазировать кажутся взрослым пагубными и нездоровыми состояниями. Им
кажется, что ребенка обязательно нужно чем-то занять. В результате он теряется,
когда никто его не направляет и не старается развлечь.
Совет: взрослые должны предоставить малышу максимум свободы для самостоятельных
игр и исследований. Полезно запланировать время для совместных неспешных
прогулок в парке, во время которых можно рассматривать облака, наблюдать за
птицами и т.д. Не пренебрегайте возможностью поболтать с ребенком перед сном,
послушать придуманные им истории. Остановите время, научите малыша скучать в
хорошем смысле этого слова, мечтать, фантазировать.
Ошибка 3: Мы доверили детей
«теленяне»
Уже с 1,5 лет малыши смотрят мультики, в 3 года осваивают компьютерные игры.
Результат – проблемы с концентрацией внимания, воображением, логикой, трудности
в общении. Этим детям не хватает фантазии и творческой активности. Малыш,
сидящий подолгу у телевизора, привыкает получать готовые решения, становится
творчески пассивным. Он не может себя занять, придумывать игры.
Совет: строго контролируйте просмотр передач по жанру и ограничивайте по
времени. Не ставьте телевизор в детской. Ребенок начнет охотно заниматься
другими делами, у него проявится интерес к познанию. Помните, что у телевизора
в зависимости от возраста ребенок может проводить: от 15 до 40 минут в день в
возрасте 2-5 лет и не более 1 часа в день, если он старше 5 лет. Детям до 2 лет
телевизор противопоказан!
Ошибка 4: Мы отдаем
предпочтение обучению, а не игре
Чрезмерное увлечение ранним интеллектуальным развитием ведет к перенапряжению
малыша. Однако и в России, и на Западе всплеска массовой ранней гениальности не
наблюдается. Напротив, интеллектуальный уровень детей заметно снижается.
Почему? Ребенок в своем развитии последовательно проходит стадию за стадией. И
игровая деятельность – одна из них. Ни занятия, ни учеба не могут дать в
возрасте от 0 до 5 лет столько, сколько легко и непринужденно дает игра.
Совет: предоставьте малышу безопасное пространство (двор, лес, парк, комнату),
необходимые предметы, игры и игрушки, время для себя самого и свободу
самовыражения. И будьте готовы научить его тому, что понадобится ему для
продолжения игры. При этом не следует раньше времени пытаться развить то, до
чего малыш еще не дорос.
Ошибка 5: Мы перестали
подавать пример, идеи
Чтобы организовать любую игровую деятельность, ролевую или предметную,
придумать сюжет, нужен образец. И дать его – наша с вами задача: придумать
сюжет, подкинуть идею, распределить роли, дать вторую жизнь старым игрушкам.
Знают ли наши дети те игры, в которые играли мы? Классики, казаки-разбойники,
прятки, догонялки, резиночки, салки? Нет. А откуда им знать, если никто не
покажет и не научит?
Совет: играть – это не обязательно часами кататься по ковру и имитировать вой
пожарной машины. Время от времени интересуйтесь, чем занят сейчас ваш малыш. И
по ходу дела непринужденно и ненавязчиво делитесь с ним возникшими у вас
идеями. После этого опять возвращайтесь к своим делам. Малыш творчески
претворит вашу идею, повернув свою игру в новое русло.
Ошибка 6: Мы воспринимаем
игру с ребенком как обязанность
Мало кто может похвастать тем, что он обожает играть с детьми. Но когда мы
начинаем воспринимать игру как обязанность, именно с этого момента она
перестаёт быть игрой.
здорово, очень познавательно
ОтветитьУдалитьДа, познавательно!
ОтветитьУдалить